В хип-хопе трудно сейчас найти более интересного артиста, чем Баста
Раймз. Говорю это без всякой натяжки, и если так дело пойдет, мы скоро
научимся отличать хип-хоп от рэпа. Грань между этими стилями тонка и
размыта, но Баста балансирует на ней очень уверенно. Он нашел свой имидж
- яркий, запоминающийся. Почти мультипликационные видеоклипы,
"клоунские" костюмы, необычная манера петь. Еще один большой плюс - он
не боится посмеяться над собой и над всей "черной" музыкой. Его песни
пропитаны юмором, как хороший торт коньяком, но проблемы Баста поднимает
острые - политика, расовые отношения, религия. Он сам как-то о себе
сказал: "Я похож на придурковатого мультгероя, но если б я был только
им, меня бы уже давно выбросили в мусорную корзину". Тревор Смит (таково
его простое настоящее имя) родился в нью-йоркском районе Бруклин в 1972
году. Его родители (уроженцы Ямайки, обратите внимание) переехали в
Большое Яблоко, когда их сыну шел 12-й год. Высокий и ловкий, он был
неплохим баскетболистом и, может, добился бы н а этом поприще больших
успехов, если б не увлечение хип-хопом. Эта музыка всерьез заняла его, и
все свободное время он посвящал именно ей. Будучи еще в 10 классе,
Баста принял участие в музыкальном конкурсе, спонсорами которого были
авторитетные рэпперы Чак Ди и группа Public Enemy. После этого и
началась его серьезная музыкальная карьера - с тремя друзьями Баста
основал группу Leaders of the New School. Просиживая сутками в студии
Public Enemy на Лонг-Айленде, парни чему-то научились и даже сумели
подписать контракт с Elektra Records. Баста Раймз тогда исполнилось 17
лет, и он бросил школу, чтобы целиком посвятить себя музыке... Его
группа так и не достигла больших финансовых успехов, но в определенных
кругах Leaders of the New School считались чуть ли не культовой
командой. Вышло даже два альбома - в 1990-м "Future Without a Past" и в
1993-м "T.I.M.E.". На этом этапе Баста попался в сети исламской
религиозной секты, которая называет себя "Пять процентов населения". Не
знаю, чем уж там сектанты убеждали пев ца, тогда еще не очень
знаменитого, заметьте, но их философия, основанная в 1964 году в Гарлеме
(где же еще!), состоит в том, что только пять процентов населения
планеты посвящены в тайну мироздания, остальные же обречены влачить свое
жалкое существование в полном неведении вплоть до дня Страшного суда.
Надо сказать, что секта ведет целенаправленную охоту за богатыми
чернокожими артистами и, кроме Баста Раймз, завладела умами таких
исполнителей, как Раким, Эрика Баду и Куин Латифа. Когда популярность
Leaders of the New School пошла на убыль, Баста потихоньку стал отходить
от мероприятий, в которых участвовала группа, и больше времени начал
посвящать работе с другими артистами. Его голос или его идеи
присутствуют в альбомах Boyz II Men, Мэри Джей-Блидж и TLC, между
прочим. Особо же удачным оказалось сотрудничество с А Tribe Called
Quest, чья работа 1991 года, "Scenario", получила общенациональное
признание. К сожалению, и так случается очень часто, безупречное
восхождение к вершинам признания было омрачено ли чной трагедией. В 1993
году, вследствие преждевременных родов его гражданской жены, Баста
потерял своего первого ребенка. Мальчик прожил на свете всего пару
часов... Такой удар не просто пережить, но Баста нашел в себе силы не
оставлять карьеру. Через год у его женщины благополучно родился еще один
ребенок, тоже мальчик. Его назвали Ти'Зиа. К тому времени артист уже
"полностью" ушел из Leaders Of The New School и занялся тем, чем хотел.
Во-первых, кинематографом, получив хорошую роль в фильме Джона
Синглтона, и, главное, своим сольным альбомом, который вышел в 1996
году. LP "The Coming" сейчас называют "поворотным моментом" в развитии
хип-хопа, а первый же сингл "Woo-Hah! (Got You All in Check)" сразу
вошел в первую десятку "Биллборда". Проявив для бруклинского парня
завидное благоразумие и коммерческую жилку, Раймз направил доходы от
продажи этого альбома, а также последующей работы 1997 года "When
Disaster Strikes" на создание собственной звукозаписывающей компании
Flipmode Entertainment. Начав с крохотног о офиса на Манхэттене, фирма
разрослась и сейчас представляет реальную силу на задыхающемся от
конкуренции американском рынке "черной" музыки. Как яркий алмаз сверкает
в драгоценной коллекции этой компании группа The Flipmode Squad, где со
своими друзьями "хип-хоперами" любит попеть и поиграть сам Баста Раймз.
Альбом этой группы, "The Imperial", вышел в сентябре прошлого года.
Кстати, у Баста есть еще один бизнес - он создает (или нанятые им
модельеры, какая разница!) линию одежды "Bushi". Не успев даже перевести
дыхание, артист выдал уже третий и пока самый мощный свой сольный
проект - альбом "Extinction Level Event - The Final World Front". Работа
проникнута "прогрессивными" идеями конца света и прочих апокалипсисов,
которые непременно должны стереть с лица Земли человечество, если,
конечно, оно не одумается и не начнет вести более правильный образ
жизни. В альбоме есть дуэт с Оззи Осборном - композиция "This Means War"
(это своего рода римейк знаменитой вещи "Iron Man" от раннего Black
Sabbath, где, если помните, Оззи был вокалистом), а также песня "What's
It Gonna Be?!", исполненная на пару с Дженет Джексон. Это самая модная
сейчас вещь, и поговаривают, что клип к ней, который сейчас почти без
перерыва крутит MTV, из-за навороченной компьютерной графики стал чуть
ли не самым дорогим за всю историю видеоискусства. Увы, Баста Раймз не
смог избежать неприятностей с законом, с которым приходится постоянно
бороться большинству чернокожих музыкантов Америки. Попался он на все
том же запрещенном ношении оружия (пора бы уже черным разрешить его
носить, как в СССР когда-то позволяли кавказцам ходить с огромными
ритуальными кинжалами!). Остановив его "Мерседес" за нарушение правил
дорожного движения, полиция нашла у артиста заряженный
полуавтоматический пистолет 45-го калибра. В марте этого года Баста
опять попал в поле зрения правоохранительных органов из-за угроз,
которые он якобы высказал по телефону своей бывшей сожительнице и матери
своего ребенка. Впрочем, по сравнению с "проделками" многих его коллег
по "черно й" музыке Баста Раймз выглядит активистом кружка юных
тимуровцев. Так что есть основания полагать, что главным для него была и
остается музыка.
|